Наговицина была не первой: Женская группа в полном составе погибла на Памире. Почему их не удалось спасти?
2 сентября в истории русской альпинистки Натальи Наговициной была поставлена точка: к женщине, которая больше 20 дней находится на пике Победы на Памире, снова смог подлететь на близкое расстояние дрон. Он снимал её палатку в течение семи минут. Признаков жизни обнаружено не было. За судьбой Натальи следил без преувеличения весь мир. И ещё долго будут продолжаться споры о том, можно было её спасти или нет. Трагедия Наговицыной не единственная на Памире, которая вызвала настолько яростные дискуссии в обществе. Полвека назад в этих местах погибли сразу восемь опытных альпинисток. Можно ли было их спасти?
Семедисятые года ХХ века. Молодые люди по всему большому государству повально увлечены спортом, эту тенденцию активно поддерживает государство. Футбол, хоккей, мотоциклетный спорт, бокс и, конечно, альпинизм. С допотопным советским снаряжением тысячи молодых людей штурмуют горы, проверяя себя на прочность, ставя личные и мировые рекорды. Примерно в это время появляется противостояние между мужчинами и женщинами: последние рвутся доказать, что могут на равных смотреть в лицо смерти, преодолевая низкие температуры, горную болезнь и пронзительный ветер. Благо подходящих вершин на территории Союза хватает.
Точка в истории альпинистки Наговициной поставлена: Новые кадры с Пика Победы не оставили вопросов
В 1972 году состоялась экспедиция под руководством Галины Рожальской на пик Евгении Корженевской. Это было первое восхождение на семитысячник группой, в составе которой были только женщины. Среди участниц была Эльвира Шатаева, которая примерно в это же время вынашивает дерзкую идею: женская группа должна взойти на все семитысячники СССР — всего их пять: пик Ленина, пик Победы, пик Хан-Тегри, пик Коммунизма и пик Корженевской.
Сама Эльвира увлеклась альпинизмом, познакомившись со своим будущим мужем Владимиром Шатаевым. После судьбоносной встречи она начала штурмовать горы вместе с ним: была на вершинах Кавказа, Алтая, Памира и Тянь-Шаня. Получила мастера спорта по альпинизму, а в 1971 году стала третьей женщиной, покорившей высшую точку СССР — пик Коммунизма (7495 метров).
Первая экспедиция Эльвиры Шатаевой в 1973 году идёт не на семитысячник, а на гору Ушба. Гора относительно невысокая, 4690 метров, но опасная их-за крутого профиля и непредсказуемой погоды. Здесь были нужны навыки скалолазания, идти предстояло траверсом. Женщины справились. Успех окрылил. Началась тщательная подготовка к новой вершине.
Фоторепродукция: Царьград
В 1974 году Эльвира Шатаева, Ильсиар Мухамедова, Нина Васильева, Валентина Фатеева, Ирина Любимцева, Галина Переходюк, Татьяна Бардашева и Людмила Манжарова отправляются на Памир, покорять пик Ленина (7134 метра). Из базового лагеря на высоте 3600 метров с ними на связи известный альпинист Виталий Абалаков. Группа опытная, сначала всё идёт хорошо. Даже слишком.
Пока всё настолько хорошо, что даже разочаровываемся в маршруте,
— сказала Шатаева в рацию 2 августа, докладывая, что скоро группа выйдет на гребень горы.
3 августа на пике Ленина пошёл снег. Шатаева… обрадовалась. Дескать, снег заметёт следы, и никто не упрекнёт женскую группу в том, что они шли по протоптанной дорожке. Штурм вершины откладывается до 4 августа.
Взойти на пик Ленина женщинам удалось, а вот спуститься обратно — нет. Из-за очень плохой погоды они на несколько дней застряли на высоте выше семи тысяч метров и начали медленно умирать. Что при этом чувствовали люди в базовом лагере, остаётся только догадываться.
6 августа группа Шатаева сообщила в рацию, что группа планирует спускаться, несмотря на страшный ветер и плохую видимость: две участницы очень плохо себя чувствуют, лекарств на всех нет. Эльвира получает выговор и приказ: немедленно вниз. У Шатаевой ещё есть силы дерзить в ответ:
Всё, что касается выговора, предпочитаю получить внизу, а не на вершине.
Во время следующей палатки ветер уносит рукавицы, примус. Но самое страшное: умирает Ирина Любимцева.
После этого сообщения к женщинам сразу же пытаются пробиться другие альпинисты, но не пускает погода: нулевая видимость, ветер сбивает с ног. Японская группа прошла дальше всех, но и она отступила: все получили сильное обморожение.
7 августа в 14:00 Шатаева докладывает о смерти ещё двух девушек, у остальных сильное обморожение. Всего через час она сообщает, что ветер унёс рюкзаки. Укрыться от ветра негде, очень холодно и двигаться невозможно. В базовом лагере понимают: всё кончено.
Последней на связь вышла уже Галина Переходюк.
Нас осталось двое… Сил больше нет… Через 15-20 минут нас не будет в живых,
— заплакала она.
После этого кто-то ещё дважды нажимал на кнопку рации, но было слышно только завывание ветра.
К утру погода улучшилась, и японские альпинисты, которые были ближе всех, добрались до места гибели группы. Но помогать было уже некому.
Год спустя Владимир Шатаев соберёт группу для спуска тел погибших участниц с горы. Эту операцию проведут безукоризненно. Женщин похоронят у подножия пика Ленина на "Поляне эдельвейсов".
Группа Шатаевой. Фоторепродукция: Царьград
Несмотря на то что никаких серьёзных ошибок группа Шатаевой не совершила, в стране на 20 лет запретят женским группам штурмовать горы, а в мужские можно будет брать только по одной девушке.
Говоря о случае Натальи Наговициной, который произошёл 51 год спустя той трагедии, Владимир Шатаев скажет, что у Наговицыной был шанс на спасение. Если бы спасатели были настолько самоотверженны, как полвека назад.