Город Лух – неплаксивая бедность
Обозреватель «Царьграда» Андрей Малосолов продолжает свою поездку по Ивановской области
В продолжение своего путешествия по Ивановской области я приехал в маленький городок Лух. Многие даже не слышали о таком, не говоря уже о том, чтобы последовательно выбрать это местечко для посещения. Да и сделать это не так-то просто. Лух находится в самой глубине области. Расстояние от Иваново – 95 км, от Плеса – 105 км, от ближайшей станции железной дороги, города Вичуги – 35 км.
Лух – это Богом забытое поселение, думают многие путешественники. Как практически все города и городки региона, Лух тоже претерпел какое-то особое наказание свыше. Тут нет ни одного производства, нет рабочих мест, а большинство жителей либо бедствует, либо ездит на работу в Москву или Нижний Новгород.
Фото: Телеканал «Царьград»
Что же здесь такого есть, чтобы приехать в Лух? А есть невероятные виды, сказочные церкви, восстановленный участок крепостной стены с надвратной башней. А также покой и умиротворение, которое трудно оценить материально.
Холуй - райское место на земле постапокалипсиса
Поселение Лух – одно из древнейших на территории области. Точная дата его основания не установлена. В «Полном собрании русских летописей» упоминается о том, что в начале XIII века войска хана Батыя покорили, разграбили, пожгли все волжские города и поселения «…даже и до Галича Мерьского». В 1238 году пали многие княжества Северо-Восточной Руси: Рязанское, Московское, Владимирское, Костромское, Тверское, Суздальское, Ростовское. Вместе с такими городами, как Владимир, Суздаль, Ростов, Лух, Юрьевец, Кинешма и др. С образованием в 1341 году Нижегородско-Суздальского великого княжества Лух, в числе других городов бывшего Суздальского княжества, находился в его составе до воссоединения в 1392 году с Московским Великим княжеством. В XVI веке крепость Лух выдержала осаду татарского войска, которое взяло Кострому, но Лух одолеть не смогло. Предав огню посады, татары ушли вниз по Волге в Казань. А в честь этой битвы и была восстановлена близко к оригиналу крепостная стена, стоящая на высоких валах. С другой стороны крепость обтекает река Лух со щуками, которые пасутся прямо у мостков.
Фото: Телеканал «Царьград»
Но одной из главных достопримечательностей Луха является соборная площадь, на которой стоят рядышком несколько ослепительно красивых храмов.
В 1778 году Лухский уезд вошел в состав Костромской губернии. В этот период в городе были возведены каменные церкви: Воскресенская (1680), Успенский собор (1754), Преображенская (1797). Вот они и стоят. И что самое главное – в очень хорошем и ухоженном состоянии.
Было дело – несколько лет назад в восстановление храмов вкладывались меценаты из Иваново, Вичуги и Кинешмы, – рассказал настоятель сразу двух из трех храмов, отец Евгений. Сам он родом из Вичуги, но давно служит здесь. – Слава Богу, мы воссоздали церкви по канонам, сейчас расписываем внутренние пространства, отмываем исторические фрески, которые замазала советская власть».
Фото: Телеканал «Царьград»
Отец Евгений степенен и в то же время прост в словах. К нему подходят местные мужики, получают благословение. Подошли двое поддатых мужичков и тоже получили благословение. Одному из них, менее трезвому, щербатому мужичку батюшка машет пальцем: сколько раз тебе говорю – прекрати пить водку! Тот оправдывается: чуть-чуть употребил, батюшка, чуточку.
Фото: Телеканал «Царьград»
«Чуточку», – ворчит священник и проводит экскурсию по своим храмам. В одном художники размывают краску советских времен, из-под которой появляются лики. В другой, тоже не до конца обжитой, устроили воскресную школу. Отец Евгений с гордостью показывает парты и детские рисунки храмов.
Куда съездить на майские: Коломна и Зарайск
«Население сидит без работы», – добавил священник. Те бизнесмены, которые выделяли деньги на реставрацию храмов, сейчас подтянули пояса – у них проблемы с бизнесом в области. В городке, где живет три тысячи человек, почти нет работы. Стоят два кафе. В одном заседают «косые» уже с утра местные потертые личности. Интересно, что закусочная располагается в здании амбара аж XVII века! Второе называется «Восточая кухня», но оглушительно пахнет несвежей шаурмой. Две работницы – русские женщины в годах. Захотел выпить кофейку, но у них только растворимый. На торговой площади - пустой базарный ряд, несколько магазинов да две аптеки. Здесь и текут все бизнес-процессы Луха.
Фото: Телеканал «Царьград»
Еще тут есть памятник лухскому луку и памятник Ленину на ярко-красном постаменте.
И еще одна достопримечательность – памятник и музей имени Николая Бенардоса, русского изобретателя испанского происхождения, который в XIX веке в своей усадьбе в Лухе смастерил первый аппарат для электросварки. И не только. Перепугав насмерть всех местных прачек, полоскавших белье, Бенардос изобрел первый аналог стиральной машинки. Правда, размером она была в половину церкви.
Бенардос увековечен в памяти Луха в 1981 году.
Лух еще в советские времена назвали родиной электросварки, и теперь указатель по этому поводу стоит на въезде в поселение.
Фото: Телеканал «Царьград»
Спрашиваю батюшку, как же живется здесь людям – вокруг невероятная красота, а денег у людей нет. «А я уже не могу жить в больших городах, – ответил священник. – Дочь моя живет в Москве, родня в Кинешме и Иваново. А я уже и Иваново-то считаю слишком суетным и шумным городом. А Лух – это да, бедность, но благодать большая. Здесь все друг друга знают, всегда готовы помочь. Вы не смотрите, что мужички так выглядят – все они ходят в церковь, работают, если получается устроиться. Мужики трудолюбивые, добрые. Это уже моя настоящая родина, мне отсюда уже и никуда уезжать не хочется».
Фото: Телеканал «Царьград»
«За что такое наказание региону?» – спрашиваю.
«Любое наказание – за что-то. За грехи наши. За то, что Ивановская область чуть ли не первой в бывшей Российской Империи приняла власть Советов. Я не знаю, догадываюсь только», – отвечает отец Евгений.
Третий день я в Ивановской области. И везде, где бы ни был, что в большом городе, вроде Шуи и Иваново, что в маленьких поселках, - везде похожая картина – бедность, но бедность достойная, не плаксивая. Воля к преодолению трудностей. И поверженная временем, лихостью годов и безразличием местных властей, великолепная старинная архитектура. Про природу я вообще не говорю.
Вот такая Ивановская область, мало нами изученная, а оттого кажущаяся многим каким-то потусторонним миром постапокалипсиса.