Как беззаботные курильщики подрывают авторитет государственной власти в России
Статистика Роспотребнадзора, судебной системы и органов МВД показывает, что ограничение курения в общественных местах приносит больше вреда, чем пользы
Роспотребнадзор России опубликовал сведения о штрафах, наложенных в первом полугодии 2018 года в рамках исполнения комплекса антитабачных законов, принятых в 2013 году. В общей сложности выписано 5,1 тыс. штрафов – в среднем по 28 в день, включая праздники и выходные. Общая сумма штрафов составила 70 млн руб. 1514 штрафов наложено на физических лиц, 1561 - на работников торговых компаний, 663 - на предпринимателей и 1439 – на юридических лиц.
Для сравнения: за весь 2017 год Роспотребнадзор наложил 12,6 тыс. штрафов на 124 млн рублей: «около 4 тыс. граждан, 3,3 тыс. работников организаций-продавцов табачной продукции, 1,2 тыс. индивидуальных предпринимателей и 2,2 тыс. юридических лиц». А в общей сложности с начала полноценного действия закона в ноябре 2013 года к ответственности было привлечено около 70 тыс. нарушителей. Таким образом, штрафов постепенно становится меньше, а средняя их сумма растет (с 10 тыс. руб. в 2017 году до 14 тыс. в 2018-м, хотя законодательство не изменилось). Это показывает, что инспекторам постепенно становится неинтересно возиться с «мелочью».
Фото: www.globallookpress.com
Что на самом деле курят любители электронных сигарет
В ведомстве поясняют, что речь идет о штрафах за четыре типа нарушений: курение в запрещенном месте, отсутствие знаков о моратории на курение, реклама табачных изделий и нарушение правил продажи сигарет. При этом надо понимать, что Роспотребнадзор крайне редко штрафует именно за курение, сотрудники службы не ходят по детским площадкам гонять курильщиков – это прерогатива органов внутренних дел.
Неподсудные
Общая статистика судебных дел против пойманных за курением «в общественном месте» не публикуется – возможно, и не собирается, так как в официальном отчете о деятельности судебной системы России применение статей 6.24 и 6.25 КоАП спрятано в строке «Иные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (иные статьи главы 6)» – сюда входит, например, «Организация публичного исполнения произведения литературы, искусства или народного творчества, содержащего нецензурную брань, посредством проведения театрально-зрелищного, культурно-просветительного или зрелищно-развлекательного мероприятия» и прочие экзотические правонарушения. По этому разнородному конгломерату в 2016 году было рассмотрено около 40 тысяч дел.
В 2017 году состав «Иных правонарушений» изменился, но и тогда статьи 6.24 и 6.25, в отличие от «публичного исполнения произведения народного творчества, содержащего нецензурную брань» (рассмотрено 37 дел), не вынесли в отдельную строку статистики. Однако в новом наборе «иного» оказалось всего 2677 рассмотренных дел. То есть можно сделать вывод, что дела о курении в неположенных местах в судебной практике фактически отсутствуют.
Не пойман – не курильщик
И это правильно, ведь составлять протоколы и накладывать штраф за такие нарушения уполномочены должностные лица органов внутренних дел. МВД статистику по статье 6.24 не обобщает, но оценить масштаб «репрессий» можно. Данные по областным центрам средних размеров – Тюмени, Кирову, Иркутску, Томску – свидетельствуют о 1200 - 2500 штрафах в год на полумиллионный город. По 2000 - 3500 штрафов взимается ежегодно в административных округах Москвы, где проживает в среднем по полтора миллиона человек. Причем от года к году цифры в одном и том же городе или округе очень сильно меняются в непредсказуемую сторону. Это говорит о компанейщине со стороны полицейских – при планомерной работе можно было бы видеть определенные тенденции.
Между тем достаточно постоять часа полтора на, скажем, Ярославском вокзале в Москве, чтобы увидеть несколько тысяч правонарушителей. Сотрудники линейных отделов не обращают на них внимания, а иногда и сами воровато смолят за колоннами. Свои курильщики есть и в каждом подъезде многоквартирных домов – с ними пытались бороться в момент запрета, но очень быстро махнули рукой. Запрет курить в поездах вообще стал инструментом подработки проводников. То есть эта часть закона не работает: он принят, чтобы все курильщики были виноваты, а не чтобы реально исправить ситуацию.
Фото: www.globallookpress.com
Шансов нет: Ученые поведали, чем опасны табак и алкоголь
Антигосударственный закон
Каждый неработающий закон – удар по авторитету власти. Человек понимает, что соблюдать закон необязательно, и делает из этого далеко идущие выводы. Но ведь и полицейских можно понять – бегать за каждым курильщиком-нарушителем и оформлять на него протокол никакого здоровья не хватит.
Главным автором законопроекта об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака был назван Николай Герасименко, бывший алтайский хирург, с 1990 года – управленец в сфере медицины, а затем и политик. К сожалению, отличные профессионалы далеко не всегда становятся столь же эффективными депутатами. Можно даже сказать, что авторитет Герасименко просто используют в политических целях.
Н. Герасименко. Фото: www.globallookpress.com
Скажем, недавно Николай Федорович весьма сильно разочаровал своих сторонников, выступив в качестве одного из авторов законопроекта об ограничении и запрете ввоза в Россию лекарств из стран – субъектов антироссийских санкций. Понятно, что сам Герасименко оперировал в те времена, когда импортных медикаментов практически не было, но вряд ли он не знает, насколько сложна ситуация в российской фармакологии сегодня. То же относится и к участию Николая Федоровича в разработке спорного «закона Димы Яковлева» – может быть, сперва стоило навести порядок в детских домах на его родном Алтае?
Минздрав будет сопротивляться попыткам вернуть в аэропорты курилки
Мало кто помнит, кстати, что закон этот принимался под давлением международных структур: Россия выполняла обязательства перед Всемирной организацией здравоохранения в рамках подписанной нами рамочной конвенции по борьбе против табака. Вот только практика правоприменения этого закона в очередной раз показала: что работает в Швейцарии и Сингапуре, совсем не обязательно будет действовать в России.
Страшные картинки на пачках, запрет открытой выкладки сигарет, вытеснение курильщиков из кафе и ресторанов действительно сыграли свою роль в снижении числа курящих в России, но не факт, что это перевесило вред, нанесенный тотальным неисполнением части пунктов этого закона. Спасибо хоть, не прошел запрет курения у подъездов – была бы еще одна неработающая норма.
Фото: www.globallookpress.com
Неотвратимость наказания – базовая часть любой контрольно-карательной системы. Поэтому действующие в России ограничения курения следует либо смягчить, либо исполнять. Исполнять – невозможно.