О чём на самом деле договорились Путин и Эрдоган
О чём реально договорились Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган в Москве, и почему «уход» США из Сирии не смог поссорить Турцию с Россией?
Переговоры Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана проходили в непростых условиях. США уходят из Сирии, создают вакуум силы за Евфратом, который спешат заполнить и Свободная сирийская армия (ССА) под патронажем Турции, и правительство Башара Асада — союзник России. С другой стороны, активизация экстремистов в Идлибе создавала угрозу для сочинской сделки. Террористическая группировка «Хайят Тахрир аш-Шам» (бывшая «Ан-Нусра», запрещена в России) уже взяла под контроль 60-65% этой провинции и вытесняет оттуда протурецкие группы.
Фото: www.globallookpress.com
Напряжённые лица вышедших к журналистам президентов отражали те трудности, с которыми столкнулась кооперация Турции и России. Чем меньше у турок получается бороться с ХТШ, тем выше вероятность наступления войск Асада при поддержке ВКС России на Идлиб. С другой стороны, курдские Отряды народной самообороны (YPG) и курдская партия «Демократический союз» (PYD) ведут переговоры с Дамаском о передаче контроля над заевфратьем сирийскому правительству, что, мягко говоря, не радует Эрдогана.
Несмотря на эти сложности, лидеры России и Турции сумели найти определённые точки соприкосновения. Хотя нужно сразу заметить, что никаких прорывов по результатам переговоров в Кремле не произошло. Как, например, 17 сентября 2018 года в Сочи, когда два президента объявили о создании «демилитаризованной зоны» в Идлибе глубиной 15-20 км.
Пока журналисты не начали задавать вопросы, лидеры ограничивались общими фразами о «сотрудничестве» и «астанинском формате». Лишь после того как вопросы по Идлибу и северо-востоку Сирии были поставлены ребром, Путин и Эрдоган перешли на конкретику. Но и здесь достигнутые «договорённости» читались исключительно между строк.
Важным достижением для Эрдогана стало молчаливое согласие Путина с созданием Турцией «зон безопасности» вдоль сирийско-турецкой границы шириной в 30 км. «С Россией в этом плане у нас каких-либо проблем не имеется, потому что эти регионы будут очищены от террористических элементов», — сообщил турецкий президент.
Путин и Эрдоган решат судьбу Сирии без Трампа
Важно отметить, что Путин открыто не заявлял о своей поддержке «зон безопасности». До его встречи с Эрдоганом министр иностранных дел Сергей Лавров и вовсе отмечал необходимость передачи оставленных США земель под управлением Асада. Раскритиковав американское присутствие, Путин тонко намекнул на то, что этот вопрос Анкара должна решать с Дамаском, напомнив о турецко-сирийском договоре 1998 года о борьбе с терроризмом.
Что касается Идлиба, то Путин признаёт наличие там «проблем», однако сочинские договорённости, даже если дедлайны по выводу боевиков давно истекли, остаются в силе. Более того, глава российского государства рассказал о «дополнительных мерах», которые разрабатывают Министерства обороны Турции и России для борьбы с ХТШ.
Мы договорились о том, как мы скоординируем нашу работу на ближайшее время. В нашем присутствии министры обороны провели дополнительные консультации, они вырабатывают дополнительные совместные меры. Будем их реализовывать и добиваться того, чтобы все наши договорённости были исполнены,
— заметил Владимир Путин.
Президент России Владимир Путин. Фото: Михаил Метцель/ТАСС
Можно предположить, что речь идёт о совместной военной операции против террористов из ХТШ. Боевые действия, скорее всего, будет проводить турецкий спецназ вместе с ССА и остатками «Хурас ад-Дин», а Москва будет снабжать турок разведданными и «подсвечивать» цели.
Переговоры Путина и Эрдогана, хоть и не были закреплены в письменном виде, обозначили важный стратегический момент. Несмотря на уход США, Турция и Россия остаются партнёрами в Сирии, продолжают работать над безопасностью и восстановлением единства арабской страны. Эрдоган не уверен, что США сдержат обещание содействовать в создании «зон безопасности», а Путин вообще сомневается в реальности вывода американских войск из Сирии. Москве и Анкаре предстоит проделать большую работу, чтобы вынудить Вашингтон бесповоротно покинуть арабскую страну. В этом им будет содействовать и Иран, с участием которого «в ближайшее время» состоится трёхсторонний саммит.