Политический цитатник: что в ПМР думают о митингах в Кишиневе и возможности конфликта на Днестре
В Приднестровье считают, что курс молдавских властей определяется не в Кишиневе и надеются на здравомыслие политиков, находящихся у власти.
Вокруг Молдавии и Приднестровья с новой силой раскручиваются события, которые требуют анализа и возможности понимания. Количество вопросов, причем критически важных, у населения становится все больше.
На самые актуальные из них ответил политолог, публицист и депутат Верховного Совета Приднестровья Андрей Сафонов: о последних событиях вокруг украинского кризиса и кто гарант стабильности в регионе, о протестах в Кишиневе и как добыть газ? Чем в итоге все это может обернуться для молдо-приднестровских отношений?
О миротворческой операции на Днестре и переговорах
- Владимир Путин на днях еще раз отметил, что Россия продолжит выступать гарантом приднестровского урегулирования.
Во-первых, это значит, что Российская Федерация продолжает поддерживать Приднестровье на политическом уровне, будь то в рамках переговорного формата «5+2» или «1+1», который иногда называют возможной площадкой диалога между Кишинёвом в Тирасполем.
Во-вторых, русские войска однозначно будут дислоцироваться у нас – и миротворцы, и Оперативная группа, которая является инфраструктурной базой для миротворческих подразделений. И охранять наш, как говорится с советских времен, мирный труд.
О частичной мобилизации в России
- Приднестровье во всей этой турбулентности находится в однозначной ситуации: у нас мир, мы никуда не вовлечены и российские войска нас охраняют. Дело в том, что граждане того или иного государства живут во многих странах мира.
Поэтому те, кто живет в Приднестровье, они и дальше могут спокойно жить.
Поэтому чемоданы собирать не стоит однозначно по нескольким причинам: мы находимся в состоянии мира, ни с кем не воюем.
Об учениях в Молдавии
- В обычных условиях может быть и не было бы столько тревоги, потому что уже не первый раз осуществляется вся эта процедура – учения на бульбокском полигоне, где кстати уже неоднократно приходилось говорить, отрабатываются бои по взятию городов – конкретно в городских кварталах.
Ну а какие города ещё могут мечтать брать в Кишиневе? Только приднестровские, не румынские ведь, не русские и не украинские. Я думаю, что в этих условиях, конечно, каждая акция такого рода вызывает повышенную тревогу. И наша задача, безусловно, требовать, чтобы это прекращалось по дипломатическим каналам.
Но поскольку сценарий западных кукловодов этого не предполагает, значит, мы должны максимально информировать мировое сообщество о том, что у нас происходит, держать порох сухим и не поддаваться на провокации. А они возможны в Зоне безопасности.
О вероятности конфликта
- Теоретически вспыхнуть снова он, конечно же, может потому что западные заказчики стараются растянуть силы России на множество фронтов. Но, в тоже время, Молдавия получает газ через Приднестровье, электроэнергию. Все экономически связаны. Да и русские войска остаются на Днестре гарантом мира. Поэтому я думаю, что провоцировать здесь войну – себе дороже.
О режиме повышенного уровня террористической опасности
- Отменять его рано. Может быть, если бы не было таких бурных событий вокруг нас, его уже и отменили бы.
Но мы-то знаем, что в обычных условиях любая акция такого рода, пусть и не повлечет за собой каких-то больших последствий, но сейчас, когда вокруг нас неспокойно и мира не существует, как такового, лучше немножечко передержать сроки повышенной бдительности, чем поторопиться, а потом за это расплачиваться.
Я думаю, сейчас такого рода решения абсолютно оправданы.
Об акциях протеста в Молдавии
- Дело в том, что у власти в Молдавии находятся проводники влияния Соединенных Штатов и Румынии – это однозначно.
Поэтому в этих условиях, когда их приперли к стенке, они побаиваются выступить какой-то смелой инициативой. Например, направить кого-то от своего имени, а самим как бы быть в стороне, заключить договор с русскими о льготных поставках газа.
Или им запрещают сделать это американцы и румыны, или они просто не умеют и не знают ничего другого. Вся верхушка молдавского государства на сегодняшний день – это люди, не имеют опыта административного управления. Они в основном ничем не руководили, а работали в фондах, в НПО. А это показатель слабости – как управленцев.
Возможно, некоторые из них даже психологически комплексуют внутри, хотя пытаются изобразить себя сильными на публике, перед камерами тех каналов, которые им полностью лояльны. Но они боятся поехать в Москву чисто психологически.
Мы с вами видим, что установка только одна – уходить от переговоров, или срывать их. Иначе я думаю, что – с 1 лея до 30 леев (тариф на газ) – никто бы ситуацию до такой катастрофы не довел. Но такая власть, которая Молдавии, она довела.
О вариантах решения Кишинева на Совбезе, и чего ждать Тирасполю?
- Решения может быть два. Одно, – которое базируется на здравом смысле. По крайней мере опытный политик пригласил бы несколько человек из среды протестующих и объявил, что готов с ними вести переговоры. Но это означает – брать на себя какие-то обязательства
Сейчас, судя по сделанному полицией заявлению, будто бы протестующие испортили центр Кишинева, создают неудобства, некоторые из них безобразничают, создается впечатление, что идёт информационная подготовка к принятию решения о разгоне палаточного городка в ближайшее время.
Складывается впечатление что Запад, первое, – заинтересован действующей власти, и второе, – для её удержания у руля Запад возможно дал карт-бланш на применение насилия.
Если в Молдавии все начнет накаляться и выходить из-под контроля власти, у самых радикальных националистов будет задача – отвлечь внимание общественности от внутренних проблем за счет обострения отношений с Приднестровьем, возможно даже при помощи вооруженных провокаций.
Как известно, фактор «внешнего врага» всегда помогает немножечко смикшировать эффект от внутренних разборок.