Суверенный фонд Катара - стратегический партнер «Роснефти»
Суверенный фонд Катара станет владельцем без малого 19% акций отечественной нефтяной компании «Роснефть»
Об этом стало известно после того, как консорциум Glencore и катарский фонд QIA решили расторгнуть соглашение с китайской энергетической компанией CEFC о продаже ей 14% акций российской компании. Таким образом, пакет акций будет передан дочерней структуре катарского фонда. В результате сделки Glencore получит порядка 4 миллиардов в европейской валюте и сохранит чуть более половины процента акций «Роснефти». В российской нефтяной компании решение своих акционеров поддержали. Вот что, в частности, говорится в официальном заявлении «Роснефти»:
Компания не имеет отношения к изменению холдинговой структуры консорциума Glencore-QIA, но, в то же время, «Роснефть» поддерживает решение своих акционеров о переходе на прямое владение акциями, динамика стоимости которых (с 15-процентным ростом в долларовом выражении) показала эффективность вложений QIA и Glencore в рамках недавней приватизационной сделки. «Роснефть» продолжит активную работу по реализации проектов на ключевых рынках присутствия, и китайский рынок был, есть и будет стратегическим для развития бизнеса компании. Вместе с этим, мы уверены, что прямое участие QIA в капитале компании уже в ближайшее время приведёт к новым взаимовыгодным двусторонним и международным проектам с нашими катарскими партнёрами».
"Роснефть" подала сигнал рынку
Кроме того, сообщается о совместно принятом решении Glencore и QIA расформировать консорциум, который был создан два года назад для покупки доли в «Роснефти» в рамках приватизационной сделки. Таким образом в акционерной структуре «Роснефти» произошли изменения. QIA будет владеть 18,93% акций российской нефтяной компании, а Glencore будет принадлежать 0,57%.
Профессиональное экспертное сообщество называет увеличение доли катарского фонда QIA в «Роснефти» позитивным знаком. Соглашение открывает перспективы взаимовыгодного сотрудничества, увеличивает синергетический эффект и подтверждает привлекательность «Роснефти» для инвесторов, учитывая потенциал роста капитализации компании.
То, что катарский фонд де-факто становится крупным акционером «Роснефти», - хороший знак для компании. Потому что катарский фонд входит в десятку крупнейших в мире инвестиционных фондов, - отметил старший аналитик независимой инвестиционной группы «Атон» Александр Корнилов. - Присутствие такой компании в капитале «Роснефти» - это большой плюс, поскольку такой акционер заинтересован в росте акционерной стоимости. Соответственно, это дополнительная гарантия для миноритарных акционеров о соблюдении их прав и роста капитализации в будущем. С другой стороны, участие такого уважаемого фонда - подтверждение той правильной стратегии, которую 1 мая огласила «Роснефть» - это дополнения к стратегии, направленные на повышение капитализации. Весьма вероятно, что это также сыграло свою роль в решении катарского фонда об увеличении своей доли в компании».
Востоковед, член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдар Касаев отметил, что Катар является для «Роснефти» стратегически весьма выгодным партнёром.
Эта сделка - одна из наиболее успешных сделок в мировой нефтегазовой отрасли. Катар является для «Роснефти» стратегически весьма выгодным партнером. Эмират лидирует в мире по сбыту сжиженного природного газа, доходы от продажи которого идут, в том числе, на развитие перспективных проектов в нефтяном секторе. Это учитывают в «Роснефти». В последнее время она успешно взаимодействует с Катаром, показывая другим российским компаниям пример того, как нужно развивать бизнес с иностранными партнерами.
Катарский фонд перешёл к прямому владению акциями «Роснефти» неслучайно: стало очевидно, что полтора года назад он осуществил чрезвычайно выгодное вложение - ведь акции компании значительно выросли в цене. Теперь у «Роснефти» появился стратегический инвестор - один из самых мощных инвестиционных фондов мира, который знает компанию не понаслышке и понимает, какой потенциал существует у совместных проектов в нефтегазовой сфере. В этой связи хотелось бы напомнить, как успешно реализуются совместные проекты «Роснефти» с другим стратегическим акционером - BP», - заявил Касаев.
В свою очередь аналитики банка UBS полагают, что «счастливое завершение приватизационного процесса близко.
«На наш взгляд, затянувшийся процесс приватизации недавно стал замедляющим фактором для курса акций «Роснефти», и мы рассматриваем заявление как позитивное, - пишут эксперты банка. - Оно завершает неделю позитивных событий для «Роснефти», которая во вторник объявила о мерах, благоприятных для акционеров. Мы ожидаем, что заметные улучшения в генерировании денежного потока создадут условия для дальнейшего восстановления курса акций в этом году».
Информационная справка о суверенном фонде Катара (Qatar Investment Authority)
По оценке Bloomberg, QIA является четвертым по размеру суверенным фондом Ближнего Востока на основании размера активов под управлением и первым по размеру на основании объема инвестиций в акционерный капитал компаний. В текущем инвестиционном портфеле крупнейшими инвестициями в акционерный капитал являются: Национальный банк Катара – 20% инвестиций в акции; Volkswagen (16% инвестиций в акции); «Роснефть» (6%); Glencore – (6%).
Примерами инвестиций QIA в российскую экономику являются:
- приобретение 3% акций ВТБ (500 млн долларов) в рамках SPO в мае 2013 года;
- приобретение поселка «Покровские холмы» (400 млн долларов) в июле 2014 года;
- приобретение 25% в аэропорту Пулково (240 млн евро) в октябре 2016 года.