Трубы, школы, мигранты: Обычная работа необычного мэра Якутска
Этой осенью исполнится год, как в Якутске вступила в должность новый мэр города Сардана Авксентьева. За это время она стала поистине легендарной личностью. Её боятся, уважают, ею восхищаются. Такую бешеную популярность Сардана Авксентьева приобрела благодаря своим необычным решениям и поступкам. Хотя сама мэр Якутска считает свою работу совершенно обычной
Какая «головная боль» сегодня у главы Якутска, крупнейшего мегаполиса на российском Севере, Царьграду рассказала сама мэр.
Сардана Авксентьева: Самая главная задача этих дней, конечно, строительство, ремонт, реконструкция уличной дорожной сети города. Вы знаете, что в Якутии очень короткий строительный сезон, поэтому каждый день – на вес золота. Это наша острейшая задача сейчас, самая срочная. Второе: как и везде по России, мы работаем в режиме мусорной реформы, которая проходит с 1 января 2019 года, и, конечно, есть определённые трудности становления, и в городе Якутске в том числе. Не скажу, что ситуация катастрофическая, но довольно сложно работать с местным региональным оператором, и сейчас мы находимся в состоянии выстраивания отношений правового поля.
Мэр Якутска Сардана Авксентьева. Фото: Александр Рюмин/ТАСС
Царьград: То есть мэр – скорее хозяйственник?
С.А.: Безусловно. Летний отдых и занятость детей, подготовка объектов образования, дошкольного образования к новому учебному году. Это то, что мы сейчас должны сделать, летом.
Ц: Правильно ли я понимаю, судя по публикациям в прессе, что вы считаете, что бюджет города – это бюджет каждого человека, который живёт в столице Республики Саха?
С.А.: Конечно.
Ц: При этом, скорее всего, у вас дефицит бюджетный, приходится менять статьи расходов. Как это удаётся делать? При том, что фактически все ваши коллеги говорят о больших проблемах с наполняемостью?
С.А.: Да, вы правильно отметили, что у всех муниципалитетов в России есть проблемы с пополнением местного бюджета. У города Якутска он тоже очень небольшой – 17 млрд рублей. Но учитывая, что более трети нашего населения проживает в Якутии, этого более чем недостаточно. Собственные доходы у нас чуть более 8 млрд рублей, и порядка 9 млрд рублей с хвостиком мы получаем из вышестоящего бюджета. Дефицит бюджета на сегодняшний день у нас составляет чуть более 8%. Хотя Бюджетным кодексом России предусматривается крайний порог в 10%, то есть мы не в критическом состоянии. Тем не менее хотелось бы, конечно, не иметь дефицита бюджета.
Нужно отметить, что более 70% наших расходов составляют расходы на социальную сферу: это образование, культура, социальная политика, физическая культура и спорт. А ЖКХ у нас, к сожалению, в структуре расходов менее 9%. В условиях Севера содержание жилищно-коммунального хозяйства, поддержание его в работоспособном состоянии – задача сверхсложная. И неслучайно я всегда говорю, что настоящий герой России – это коммунальщик Якутии.
Проблемы с бюджетом есть, но мы сейчас приняли несколько планов по увеличению его пополняемости. И в части налоговой базы, и в части поддержки предпринимателей. У нас больше 2 млрд рублей – это поступления от субъектов малого и среднего бизнеса, а это около трети, чуть меньше, собственных доходов города Якутска. Это то, что мы можем увеличить. И, конечно, кадастровая оценка должна провестись более адекватно, поскольку не всё соответствует действительной стоимости тех или иных земельных участков. Ну, и более эффективное управление муниципальным имуществом и более эффективная работа муниципальных предприятий.
«Нам с ним не по пути»: Мэр Якутска уволила управляющего за банкеты стоимостью в 1 млн рублей
Ц: То есть в Якутске есть резервы, как и в целом в крупных российских городах?
С.А.: Не скажу за все российские города, я не владею ситуацией, не буду в чужую епархию вступать. Но у нас есть некоторые внутренние резервы, хотя, повторюсь, даже того, что мы у себя наскребём, конечно, недостаточно. На сегодняшний день мы ведём переговоры с руководством республики, у нас есть понимание того, что необходимо увеличить отчисления НДФЛ в город. Сейчас это 40%, мы хотели бы, чтобы это было 45% от тех налогов на доходы физических лиц, которые собираем мы в городе Якутске.
И второе: мы говорим о том, что на выполнение столичных функций мы также хотели бы, чтобы нам отчисляли денег больше. И третье – может, не такая большая сумма, но в принципе тоже прибавка, это акцизные сборы от розничной торговли алкоголем. Мы просим, чтобы это тоже вернули в город Якутск под определённые социальные программы.
Ц: Вы достаточно критично оцениваете межбюджет, который сложился между муниципалитетом, республиканским центром и федерацией. Вы говорите про дефицитность бюджета города Якутска. При этом федеральный бюджет, Сардана Владимировна, имеет почти триллионный профицит. Может, всё-таки пирамиду стоит развернуть?
С.А.: Я не буду оценивать межбюджетные процессы на уровне субъекта и РФ, поскольку я работаю в отдельно взятом муниципалитете. Но я считаю, что да, взаимоотношения между местными бюджетами и бюджетами субъектов могут быть более ориентированными на местную власть. Когда я разговариваю со своими коллегами, мэрами других городов, они говорят о том же самом.
Казалось бы, отчисление 40% Якутску, по сравнению с 17%, например, Новосибирску, это много. Вы знаете, какая дорогая жизнь на Севере и как дорого содержать и социальные, и культурные объекты в условиях Севера. Когда у нас перепады годовых температур свыше 100 градусов, летом жара, а зимой лютая стужа. Якутск – самый большой город в мире на вечной мерзлоте. То есть у нас особенные условия ещё и грунта, который также влияет на удорожание и жилищного строительства, и на строительство дорог, и на всё прочее.
Фото: Spiridon Sleptsov / Shutterstock.com
Ц: Насколько я могу судить по прессе, если не так, поправьте меня, когда вы вступили в должность, многие статьи городского бюджета, я мягко сформулирую, вас удивили, и вы начали их пересматривать, отменять. Пошёл шум по стране в буквальном смысле, ваше имя «зазвучало». Я хочу понять, что вас поразило, и почему вы пошли на эти меры? Вы, как мэр, имеете право расставлять приоритеты. Тем не менее грохнуло, что называется, в информационном поле по полной программе.
С.А.: Я не делаю ничего особенного, из ряда вон выходящего, что должно удивлять людей. Поэтому меня, в свою очередь, удивляет реакция людей на то, что я делаю совершенно обычные поступки. Но когда мы ставим в приоритет проведение мероприятий, какие-то работы, которые должны доходить до конечного потребителя, сразу всё встаёт на свои места.
Отсюда возникает снижение тарифов на проезд, что мы должны больше денег добавить на жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство, о том, что в первую очередь должны делать дороги и т.д. То есть, когда думаешь о конечном результате для каждого горожанина, в принципе, приоритеты расставляются сами собой.
Ц: Соглашусь, удивительно, что нормальная работа мэра вызывает такой общественный резонанс. Я даже не про Якутск, я про всю страну.
С.А.: Меня саму это удивляет. Я иной раз читаю, мне что-то пересылают, и думаю, неужели это про меня, и почему это вызывает такое удивление. Это действительно странно.
Я люблю приводить цитату Уинстона Черчилля, которому однажды сказали: посмотрите, сколько людей пришло на встречу с вами. На что он ответил: а вы знаете, сколько людей пришло бы на мою казнь? Поэтому популярность – штука такая, преходящая, к ней надо спокойно относиться.
"Мэр здорового человека" из Якутска раскрыла секрет своей популярности - видео
Ц: На днях смотрел невероятные по масштабу и организации Игры Дыгына. Сардана Владимировна, я видел их трансляцию. С другой стороны, проблемы алкоголизма, наркомании сегодня весьма актуальны для Якутска, как и для других городов страны. Как удаётся решать эту проблему?
С.А.: Популяризация всех видов спорта, не только национальных. Любое продвижение здорового образа жизни автоматически влечёт за собой стремление. Недавно у нас в городе прошёл очередной полумарафон. Если в прошлом году было 450 участников, то в этом году уже больше тысячи. Бежали все: и динозавры, и коты, и министры, и депутаты. Более того, участие платное. То есть люди заплатили за то, чтобы ночью пробежать полумарафон.
Ц: Удаётся совершить перелом среди тех же молодых в пользу здорового образа жизни, в пользу спорта, нежели алкоголя и тем более наркотиков?
С.А.: У меня взрослая дочь, я наблюдаю за ней, за её друзьями, за их компанией, у них считается зазорным курить, выпивать. Молодёжь оздоравливается, она уже к этому относится более осознанно, нежели поколение 90-х или 80-х.
Ц: Нашумевшее дело, никогда не забуду эти кадры, когда после известных событий с криминалом из трудовых мигрантов на митинге в спорткомплексе я увидел вас, по-моему, единственную женщину среди тысяч мужчин, которые были возмущены сложившейся на тот момент ситуацией. Вам страшно было тогда? И какова сейчас ситуация в Якутске, удалось ли локализовать проблему?
С.А.: Когда я туда ехала, не буду скрывать, мне было страшно, потому что мне доложили, сколько там тысяч человек собралось, и я понимала накал ситуации. Мне было страшно не столько за себя, сколько за последствия того, что может произойти, если мы, власти, неправильно себя поведём и не дадим людям сигнал о том, что мы понимаем, что мы собираемся сделать и насколько мы серьёзно оцениваем ситуацию. Но когда я зашла в этот зал и увидела несколько тысяч человек, я не почувствовала абсолютно никакой агрессии, и поняла, что я в безопасности, и мне как человеку, как женщине ничего не угрожает.
Когда я выступила в дальнейшем в разных СМИ, и в российских, и в зарубежных, начались трудности перевода, поскольку я должна была говорить на родном языке, ведь там преимущественно собрались якуты. И перевели кто как хотел. На самом деле я говорила ровно о том, что нельзя допустить беспорядок, что да, все возмущены этим уголовным преступлением, оно, кстати, в стадии завершения, в ближайшее время, я так понимаю, будет передано в суд. Я понимала, что возмущение людей связано с целым комплексом проблем, это не столько национальная проблема, сколько экономическая. О чём я неоднократно говорила в своих интервью, и там я говорила то же самое. Что ни в коем случае мы не должны допустить беспорядков, мы должны всё осуществлять в рамках правового поля, в рамках действующего российского законодательства. Я это повторила несколько раз, и я рада, что люди меня услышали, и вся эта многотысячная группа разошлась спокойно по домам, беспорядков в городе не было. Единичные случаи хулиганства были, я благодарна столичной полиции за то, что они мгновенно обнаруживали их и задерживали виновных.
Ц: По сути, удалось решить вопрос по трудовым мигрантам?
Фото: www.globallookpress.com
С.А.: Отдельно взятый муниципалитет не может решить проблему трудовой миграции, потому что это регулируется федеральным законодательством. Три азиатские республики въезжают в РФ на особенных условиях более облегчённого проезда. Мы не против. Якутия большая, всем место найдётся. Мы за то, чтобы все, кто въезжает на территорию РФ, соблюдали наши законы, уважали нашу культуру и обычаи. И каждый, кто въезжает, должен вести честный легальный бизнес, который будет подконтролен, и будет оказывать качественные услуги и качественные товары производить.
"Меньше хамства, в общепите чище": Авксентьева рассказала, как "вышколили" мигрантов в Якутске
Ц: Сегодня любой из выходцев тех республик, которые вы обозначили, может спокойно приехать в Якутск?
С.А.: Они и приезжают. Никакой проблемы нет. Всё спокойно, все как работали, так и работают. Единственное, горожане отмечают, что всё стало более организованно, в точках общественного питания стало опрятнее, хамства в общественном транспорте меньше. Я благодарю диаспоры, культурно-национальные общины, которые работают на территории города Якутска. Они тоже проводят работу со своей молодёжью. В принципе урегулировали, но правоохранительные органы вопрос с повестки не снимают, борьба с нелегальной миграцией, с нелегальным бизнесом ведётся в плановом порядке. Мы все извлекли для себя уроки из того, что произошло.
Ц: Вы коснулись темы экономики, и, собственно, проблема трудовых мигрантов, на ваш взгляд, связана с экономикой. В целом экономика страны находится в неоднозначной ситуации. Ещё более серьёзная ситуация с реально располагаемыми доходами населения. Шесть лет подряд они падают, и даже по этому году самый оптимистичный прогноз Минэкономразвития – 1% роста и не более того. А если говорить о северянах, о якутянах?
С.А.: Здесь, на Севере, всё очень дорого. По сравнению со среднероссийскими показателями, вероятно, доходы в Якутии выглядят как будто повыше, но на самом деле, вы знаете, сколько стоит наша зимняя обувь, это 25 тысяч. Вы знаете, что мы вынуждены тепло одеваться, и у нас очень дорогая зимняя одежда, шапки и так далее. У нас очень дорогая коммуналка, продукты, фрукты – всё это дорого, поэтому всё это нивелируется. Я бы сказала, что народ у нас живёт небогато. Но что касается города Якутска, у нас ещё ситуация получше, чем в Улусах или на Севере совсем. Но, тем не менее, закредитованность населения есть, доходы невысокие и очень высокий уровень безработицы, и, что меня беспокоит, среди молодёжи.
Ц: Как пытаетесь решить проблему?
С.А.: Очень много зависит от совместных усилий и федерального центра, и республики, но мы для себя определили, что если мы будем поддерживать малый и средний бизнес – это наша возможность именно силами муниципалитета создать дополнительные рабочие места.
Ц: В чём заключается поддержка?
С.А.: Я периодически встречаюсь и с «Опорой России», и с «Деловой Россией», у нас очень эффективный работающий боевой орган, координационный совет по предпринимательству при главе города Якутска. Они не дают нам особо расслабиться, ставят вопросы. И мы стараемся, снимаем административные барьеры в части выделения земельных участков, в части разрешения на строительство, на ввод объектов. Разбираюсь даже точечно, если ко мне обращаются, у меня директ открытый для всех, там куча сообщений разных.
Когда я вижу какие-то вещи, в которые я должна вмешиваться, я вмешиваюсь. Например, у нас один предприниматель больше трёх лет пытался получить разрешение на строительство, но каждый раз с него требовали новый пакет документов, в результате у него здание работало в полулегальном режиме, а бюджет недополучал. Он получил это разрешение на строительство, мы сели все вместе с градостроителями нашими, с юристами, рассмотрели все бумаги, я попросила своих коллег, муниципальных служащих, если они предъявляют какой-то перечень требований, чтобы это был исчерпывающий перечень, чтобы не гоняли человека по этим семи кругам ада по несколько лет.
Второе. Сейчас мы подписываем соглашение со всеми ресурсоснабжающими организациями о сокращении сроков выдачи тех или иных разрешительных документов, и плюс к этому налаживаем электронный документооборот, чтобы человеку не нужно было из одного здания в другое бегать и ждать какое-то время.
Хотим привлечь в город Якутск больше туристов, потому что развитие туризма даёт мультипликативный эффект во всех отраслях – и гостиничный бизнес, и общественное питание, и торговля, и собственно туристические агентства, поскольку Якутск является как бы логистическим центром, такой базой для всех остальных, кто отправляется дальше на север, чтобы посмотреть все красоты Якутии.
Фото: Tatiana Gasich / Shutterstock.com
Такие очень конкретные, может быть, точечные шаги, должны помогать и поменять настроение работников мэрии, нацелить их не на то, как бы отказать или что бы попросить, упаси Господи, а для того, чтобы они понимали, что это наши кормильцы – малый и средний бизнес. Исходя из этой позиции, и нужно рассматривать дела, которые к ним поступают.
Элиты поддерживают, граждане просят: Россия требует молодых и активных мэров
Ц: Коррупция – бич российской действительности. Я понимаю, наверное, некорректно задавать этот вопрос первому лицу, которое несёт персональную ответственность за каждого, кто работает в аппарате той же мэрии Якутска, но, тем не менее, Сардана Владимировна, это же существенная проблема?
С.А.: Конечно. Это такая опухоль, которая проникает во все звенья, её просто надо хирургическим путём удалять. Я по заявлению одной многодетной матери выезжала в главное архитектурное управление для того, чтобы разобраться, и то, что я там обнаружила, конечно, безобразие, когда в обход очереди многодетных семей какие-то люди договариваются, дёргают схемы, исправляют карты и делают всё для того, чтобы одни прошли вперёд других.
Я считаю, мы должны обеспечивать одинаковое справедливое отношение ко всем горожанам, которые у нас проживают. Если отказываем по каким-то объективным причинам, отказ должны получить все. Если разрешаем, разрешение должны получить все. Для всех должны быть одинаковые, понятные, открытые правила. Вот на чём мы стоим.
Ц: У вас есть обратная связь с горожанами? Как якутяне могут достучаться до мэра?
С.А.: Во-первых, я каждый понедельник по предварительной записи веду приём граждан. Во-вторых, у нас есть сайт Якутск.рф, на котором есть функция обратной связи, они могут направить письмо по электронной почте. У нас есть, как и везде, отдел приёма писем. У нас есть официальные аккаунты во всех социальных сетях. У меня есть мои личные аккаунты. Больше всего почему-то популярностью пользуется Instagram, люди имеют возможность в комментариях к постам, которые я публикую, поставить либо какой-то свой вопрос, либо написать в директ.
«Чудо-женщина» из Якутска: Новый мэр города стала героем соцсетей
Кроме всего, у нас не первый год в городе работает программа one click Якутск, по которой каждый может зайти и по определённой тематике оставить свои заявления. Я выхожу в прямой эфир. Я считаю себя открытым человеком, они могут ко мне и на улице подойти, и в магазине, и в кинотеатре, как обычно и происходит.
Ц: Вы под охраной не ходите, от вас не отсекают людей?
С.А.: Нет.
Ц: Сардана Владимировна, если посмотреть на перспективу развития столицы Республики Саха, каким вы видите Якутск через 10–15–20 лет?
С.А.: Я мечтаю о том, чтобы у нас стало меньше ветхого аварийного жилья, и не только деревянного. Я бы хотела, чтобы у нас были ровные хорошие улицы и дороги. Я бы хотела, чтобы город был освещённый, зелёный. И самое главное, я бы хотела, чтобы он стал таким, чтобы люди хотели в нём остаться, чтобы люди в нём любили, творили, рожали детей, создавали великолепные произведения.