Молдавия признала Россию главной угрозой — растёт риск конфликта в Приднестровье
Молдавия, указав Россию главным врагом и угрозой национальной безопасности в принятой военной стратегии на 2025–2035 годы, ставит под вопрос перспективы нормализации двусторонних отношений с Москвой при действующем руководстве страны. Такого мнения придерживается заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, эксперт клуба «Валдай» Дмитрий Суслов.
По его оценке, включение в официальный документ столь жёсткой формулировки свидетельствует о том, что при руководстве Майи Санду Молдавия «окончательно стала инструментом в руках европейской партии войны».
«Общим последствием этого будет продолжение категорически антироссийской политики: Молдавия в данном случае становится второй Украиной, идёт по пути Украины и продолжит это делать. Никакой нормализации и никакого улучшения отношений при нынешнем молдавском руководстве быть не может», — подчеркнул Суслов.
Он также указал на приоритет интересов ЕС в действиях молдавских властей и на готовность нынешнего руководства жертвовать национальными интересами во имя внешних задач, отметив, что они буквально «готовы принести страну в жертву и бросить её в топку войны с Россией». По его словам, появление данной формулировки связано с тем, что партия Майи Санду, по его мнению, одержала победу в результате манипуляций, нарушений и недемократических выборов, что, как считает Суслов, придало руководству уверенность открыто декларировать антироссийский, враждебный курс уже на уровне доктринальных документов.
В этих условиях заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ предположил, что восстановление отношений возможно лишь при смене политического режима в Молдавии и приходе к власти иных политических сил.
Возможные провокации на антироссийском треке
Суслов считает, что объявление России главным источником угроз может привести к провокациям со стороны молдавского руководства, в том числе — гипотетическим действиям в отношении Приднестровья. Он обратил внимание на присутствие на приднестровской территории российских вооружённых сил и указал на риски эскалации. «Если Молдавия декларирует Россию в качестве врага, в том числе военного врага, а на территории Приднестровской Молдавской Республики располагаются российские вооружённые силы, то это может повлечь за собой прямое вступление Молдавии в войну против России путем атаки на эти российские силы и ликвидации Приднестровской Молдавской Республики», — объяснил он.
Этот вариант исключать нельзя. Однако он сопряжён с колоссальными рисками для Молдавии и для нынешнего руководства, потому что ввязывание в войну против России неизбежно будет иметь серьезные последствия, добавил эксперт.
Суслов отметил сложности с прогнозированием исхода подобного сценария. С одной стороны, у России имеются серьёзные логистические ограничения при доступе в Приднестровье, поскольку он возможен только через Украину или через Молдавию. С другой — молдавские вооружённые силы эксперт охарактеризовал как «исключительно слабы», а Украина в настоящее время не в состоянии предоставить Молдавии военную помощь. Возможное обострение вокруг Приднестровья, по его мнению, может подтолкнуть Россию к существенному расширению театра военных действий на Украине и распространению их на Одессу и Николаев для получения прямого доступа к Приднестровью.
«Поэтому вероятность всё-таки невелика, но полностью исключать её нельзя. В целом риск военного конфликта в Приднестровье повысился после принятия Молдавией такой военной стратегии», — резюмировал Суслов.
О новой военной стратегии Молдавии
В утверждённой на правительственном заседании Молдавии военной стратегии на 2025–2035 годы Россия названа главной угрозой безопасности республики. В перечне «военных рисков и угроз национальной безопасности» документ указывает на продолжение Россией специальной военной операции, которую в Кишинёве квалифицируют как «агрессию». Власти Молдавии видят в расширении контроля РФ над прилегающими территориями прямую и серьёзную угрозу безопасности и государственности республики и опасаются создания предполагаемого «наземного коридора» к своим границам.
В числе иных угроз в стратегии упоминаются вооружённые формирования непризнанного Приднестровья и дислоцированная там Оперативная группа российских войск (ОГРВ) численностью около 1 тыс. солдат и офицеров. Документ также включает положения о перевооружении и переходе на стандарты подготовки военных ЕС и НАТО, усилении сотрудничества в военной сфере с Румынией, Украиной и НАТО, а также о продвижении совместных инициатив в закупках вооружений и техники.