Мифы и реальность лечения в России и за границей
Нельзя делить всё, что происходит в медицине, исключительно на белое и чёрное. И в России спасают тысячи жизней, а за границей их калечат
Везде есть проблемы
В России широко распространено мнение, что медицина в нашей стране — это полное убожество, что лечиться здесь нельзя, а вот за границей всё в полном ажуре. Однако если хоть немного углубиться в проблему, то выяснится, что и в нашей стране немало квалифицированных врачей, и проводятся сложные операции, спасаются тысячи жизней. Про такие случаи СМИ тоже рассказывают, однако почему-то новости про то, как кто-то умер на пороге поликлиники, вызывают гораздо больший ажиотаж.
В то же время многочисленные свидетельства живущих за границей наших соотечественников показывают, что зарубежная медицина тоже изобилует проблемами. Так, адвокат Татьяна Магнус рассказала на своей странице в Facebook о походе вместе с дочерью в госпиталь в Ульме, в Германии. По её словам, для того, чтобы попасть к отоларингологу на плановый приём, пришлось ждать три месяца. Несмотря на определённое назначенное время, ждать суммарно пришлось ещё четыре часа. В результате была назначена операция, записаться на которую нужно будет также за несколько месяцев.
Госпиталь мне понравился: просторный, современный, чистый, светлый. Но платить ежемесячную медстраховку 350 евро, чтобы за несколько месяцев записаться к врачу-специалисту и потом ждать его приёма четыре часа!! Для меня это непостижимо,
— написала автор поста.
Фото: Zamir Usmanov/Globallookpress
Также Магнус отметила, что в Краснодаре получить консультацию врача она смогла бы не позже, чем через пять дней, а за те деньги, которые стоит страховка, требуемую операцию в России провели бы в профильном медицинском центре уже на следующий день. Подводя итог, адвокат отметила, что сама медпомощь в Германии действительно высококвалифицированная и высокотехнологичная, только вот ждать её приходится очень долго.
Страшнее рака: Топ-5 неизлечимых болезней
В комментариях пользователи Facebook подтвердили, что сами сталкивались с похожими ситуациями как в Германии, так и в других западных странах, в том числе в Канаде и Великобритании. Например, очередь на маммографию в Италии может достигать восьми месяцев.
«В России большинство людей убеждены, что на Западе хорошая медицина и по качеству, и по организации. Очень многие пребывают в неведении и думают, что там всё лучше, чем у нас», — написала Магнус в ответ на один из комментариев.
«Дали таблетки и выгнали»
Журналист Тим Кёрби в интервью Царьграду рассказал о своём опыте обращения к врачам в России и США. Однажды, будучи в Штатах, он повредил спину и в течение 4,5 часов пролежал с жуткой болью уже на территории больницы, прежде чем ему дали какие-то обезболивающие таблетки. Однако на этом помощь и ограничилась, поскольку мужчина был без страховки. Кёрби буквально выпроводили из клиники.
Что касается России, то здесь у журналиста был как плохой, так и хороший опыт. Например, чтобы сделать МРТ больных коленей Кёрби пришлось ждать почти месяц. «С другой стороны, когда у меня был аппендицит в России, мне не было страшно думать, что если я вызову скорую помощь, это конец моей жизни, потому что я не могу за это платить», — отметил он. По словам собеседника Царьграда, в США всё обернулось бы гораздо хуже, поскольку его «выгнали» из медицинской программы Obamacare из-за того, что он зарабатывал в год на 309 долларов больше, чем положено.
Поэтому за эти 309 долларов в год пусть я сдохну на улице, правительство говорит. Если бы я был беднее на 400 долларов, то у меня была бы полная бесплатная медицина, как у моих детей,
— сказал Кёрби.
Фото: Michael Weber /Globallookpress
Также журналист отметил, что врачи в России меньше боятся совершить ошибку, у них больше свободы, чем у американских. Кёрби видит в этом и плюсы, и минусы, однако такая абсурдно большая ответственность, как у медиков в США, только мешает работать. «Там полная и тотальная паранойя, все хотят соблюдать какие-то идиотские правила, просто чтобы спали спокойно», — сказал он, добавив, что над большинством американских врачей висит огромный долг после медуниверситета, поэтому они очень боятся потерять работу, что замедляет процесс принятия решений.
Дарья Донцова: Рак боится смелых, трусливых он съедает
Американец подчеркнул, что не хочет, чтобы создавалось впечатление, будто он только хвалит Россию. По словам журналиста, для его детей США — это уже совсем другая страна, с другими возможностями.
А вот музыкант Максим Леонидов рассказал Царьграду, что в Израиле качество и доступность медицинского обслуживания зависит от вида страховки и её стоимости. По словам артиста, базовая страховка — обязательная для каждого жителя страны, довольно недорогая. «Чем дешевле страховка, естественно, тем больше тебе придётся стоять в очереди и записываться на приём», — сказал певец, добавив, что главное отличие России в том, что здесь и за солидные деньги совсем не гарантирована качественная медпомощь.
Деньги — не гарантия качества
Певица Юлия Началова примерно за год до своей трагической кончины рассказывала Царьграду, что решилась на пластическую операцию в США, когда была в отношениях с хоккеистом Александром Фроловым, игравшим тогда в НХЛ. Те же самые хирурги, которым доверяют свои жизни голливудские звёзды, допустили у пациентки заражение крови. Выяснилось, что даже высокий статус клиники — совсем не гарантия отсутствия врачебных ошибок. Тогда артистка сказала, что для восстановления и приведения себя в порядок ей «пришлось провести много процедур».
А уже после смерти Началовой выяснилось, что именно ошибки американских врачей привели к усилению у неё подагры. Об этом говорил лечащий врач певицы Василий Шуров: «У неё подагру в Америке лечили обезболивающими, пока не запустили».
Сейчас много говорится о состоянии актрисы Анастасии Заворотнюк, у которой был диагностирован рак мозга. Несмотря на то, что это было сделано российскими врачами, операцию ей провели в Германии. Вроде бы всё прошло успешно, однако понадобилось лечение, которое проводится уже в России. «Дело в том, что операция — это важная, но не основная часть лечения. После этого требуется ещё дополнительное лечение: облучение, химиотерапия, специальные медикаменты», — отметил в интервью «Москва 24» научный руководитель и почётный президент НМИЦ нейрохирургии имени академика Н. Н. Бурденко Александр Коновалов. Он подтвердил, что именно в его центре Заворотнюк было проведено обследование, которое и выявило заболевание.
А. Заворотнюк. Фото: Natalia Shakhanova/Globallookpress
Медицинский туризм
Сейчас много говорится и о том, что состоятельные жители России предпочитают лечение за границей, а не в родной стране. Но медицинский туризм — это общемировой тренд, который неуклонно развивается. Согласно индексу Медицинского туризма (MTI), а также отчётам исследовательских корпораций Оxford Economics и Visa, через пять лет оборот в этой сфере превысит три триллиона долларов, и это при том, что на 2018 год он оценивался «всего лишь» в 439 миллиардов долларов ежегодно. В ближайшие 10 лет он будет расти не менее чем на 25% в год.
У России тоже получилось достичь заметного прогресса — всё больше иностранцев едут лечиться к нам. Их число выросло с 35 тысяч в 2016 году до 300 тысяч только за шесть месяцев 2019 года. Именно такие данные привела глава Ростуризма Зарина Догузова, отметившая, что лечебно-оздоровительное направление для отечественной туристической отрасли является одним из приоритетных.
Фото: Denis Meyer/Globallookpress
Пока к нам приезжают на лечение в основном граждане из стран СНГ. Однако именно в последние два-три года зафиксирован значительный рост интереса со стороны жителей Западной Европы, Китая, Кореи. Наиболее востребованной сферой у иностранцев является стоматология — 44% пациентов из этой области. Далее идут урология и гинекология — вместе около 25%. По 10% у офтальмологии и пластической хирургии, кардиология добавляет в общую копилку 5%.
«Все думают, что я сумасшедшая!»: Американка едет в Краснодар спасать «ребёнка-бэтмена»
Буквально на днях стало известно о том, что именно российские врачи согласились заняться лечением девочки из США по имени Луна Феннер, которая родилась с занимающим почти всё лицо родимым пятном — такой феномен называют ещё «маской Бэтмена». Врач из краснодарской специализированной клиники лазерной и фотодинамической терапии Павел Попов решился вылечить шестимесячную малышку, причём для этого понадобится намного меньше операций, чем предлагали американские медики.
Исполнительный директор этой клиники Андрей Алексуткин рассказал Царьграду, что в связи со спецификой учреждения они отслеживают такие случаи в интернете и именно там узнали о Луне Феннер и её проблеме. По его словам, в США матери девочки предложили немыслимые условия. «От 60 до 80 операций под общим наркозом протяжённостью четыре года и стоимостью полмиллиона долларов — это, по сути, вежливый отказ», — отметил он. Алексуткин подчеркнул, что последствия такого количества анестезий могут быть летальными, и вероятность этого близка к 100%. Уже известно, что первый приём девочки назначен на 1 октября.
Справедливости ради стоит отметить, что высокотехнологичная медицинская помощь в России — пока это норма только для самых крупных городов. Жителям провинции получить доступ к ней намного сложнее. Задача государства — минимизировать эту проблему. Что касается перманентной истерии относительно отечественной медицины, понимание своих недостатков — это хорошо. Но унижение собственной страны, её врачей, говоря о том, что на Западе всё с этим хорошо, а у нас сплошь и рядом плохо, приносит только вред, поскольку подрывает доверие граждан к медикам. Критика должна быть конструктивной и по существу, только в таком виде она может быть действительно полезной.