Россия услышала призыв Приднестровья о помощи, но как изменить ситуацию пока не ясно
МИД РФ считает, что защита русских граждан и военнослужащих – приоритет, но открытие гуманитарного коридора в данный момент невозможно, а в арсенале лишь дипломатические инструменты: вопросом должен заниматься Совбез России – мнения экспертов.
Как пояснили свое обращение в Тирасполе
Как отреагировала официальная Москва
На прошедший сегодня в Приднестровье Съезд депутатов всех уровней Москва отреагировала весьма оперативно. В МИДе РФ на призыв Тирасполя оказать помощь из-за экономического давления, организованного Кишиневом, отреагировали оперативно.
В русском внешнеполитическом ведомстве заявили: «Защита интересов жителей Приднестровья, наших соотечественников, один из приоритетов. Все просьбы всегда с вниманием рассматриваются российскими профильными ведомствами».
По мнению первого зампреда комитета Госдумы по делам СНГ Виктор Водолацкого, вопросом о помощи Приднестровью должен заняться Совет Безопасности РФ. Он считает, что республика находится в трудной ситуации из-за внешнего давления. В то же время, по его словам, пока непонятно, какую помощь может оказать Приднестровью Россия, поскольку «в обращении нет четкого посыла»:
«Сегодняшняя ситуация очень тяжелая для Приднестровья с учетом того, что на Молдавию давит Румыния, на Румынию – НАТО, для того, чтобы создать еще одну точку эскалации, где проживает большинство граждан Российской Федерации. Наша задача – всегда помогать, спасать наших граждан, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Исходя из этого, и обращается за помощью руководство Приднестровья. Учитывая, что там находится наша военная база и наши военнослужащие для поддержания безопасности, нам необходимо выносить вопрос этого обращения на Совет Безопасности, который должен рассмотреть это заявление, принять меры реагирования, предупреждения о недопустимости тех действий и последствий. Нужно сейчас работать по дипломатическим каналам путем переговоров для того, чтобы не допустить того, что сегодня провоцируют англосаксы на данной территории.
По мнению другого политика из России зампреда комитета Совфеда по международным делам, сенатора Владимира Джабарова, Россия отправит в Приднестровье только гуманитарную помощь, о других видах поддержки республики сейчас речи не идет:
«В Приднестровье находятся наши миротворцы. Они нуждаются в обеспечении продуктами, горючим, запасными частями для техники. Если будет блокада, то, как это осуществлять? К тому же там более 200 тысяч населения являются российскими гражданами. Мы им тоже должны оказать какую-то гуманитарную помощь. Но пока ограничиваемся словом «гуманитарная», обо всем остальном даже не стоит вопрос пока что, я думаю».
По его словам, сенаторы еще не рассматривали просьбы властей Приднестровья:
«Заявление, скорее всего, поступит к руководству, будем его рассматривать. Это их право, все-таки законодательный орган республики, хотя она и не признана. Тем не менее, она существует в реальности».
Как комментируют ситуацию политические эксперты
По мнению автора Телеграм-канала «ОсташкоNews» политолога, публициста, главного редактора PolitRussia.com Руслана Осташко, давление Кишинева на Приднестровье и обращение ПМР за помощью к России, может говорить о том, что СВО будет идти, пока Украина не будет полностью отрезана от Черного моря.
Основная загвоздка заключается в том, что Молдавия стремительно идет по пути вступления в ЕС и НАТО. И чтобы реально помочь ПМР, России необходимо иметь сухопутный коридор в Приднестровье или общую границу, что возможно только при освобождении Одесской и Николаевской областей от киевского режима.
Плачевная экономическая ситуация Приднестровья намекает на то, что республика может войти в состав РФ, хотя некоторые из депутатов уверяют, что это невозможно.
Президент ПМР Красносельский также не говорит о вхождении в состав России, но указывает на давление со стороны Молдавии.
«Обратите внимание на истерику, которая прошла в СМИ зарубежных государств. Цель была одна – сорвать съезд депутатов всех уровней, напугать людей, заставить замолчать. Голос приднестровцев должен быть слышен, и мы должны говорить о своих свободах, о своих правах, о праве на экономическую деятельность, в конечном счете, на мир», – сказал Красносельский.
Другой известный русский эксперт Марат Баширов – профессор ВШЭ, автор информационно - аналитического Телеграм-канала «Политджойстик» заметил, что ранее уже писал про тактику тысячи порезов для США и их союзниками: «Ход с ПМР – из этого плана, он смелый, но своевременный и с политической точки зрения и с военной».
«Мы резко приближаемся к базам НАТО в Румынии в ответ на их поглощение Финляндии и Швеции. А именно с этих баз координируются нападения на наш Черноморский флот, Крым и другие южные регионы России. Там секретные базы британцев. Сил у ВСУ на атаку ПМР нет. Молдова – недееспособна без Румынии. А вот вступление НАТО в это сражение через Румынию настолько серьезный вызов, что их генералам придется поломать голову. Кстати, по некоторым оценкам армия ПМР может выставить несколько десятков тысяч штыков. Если их усилят средствами ПВО и т.д,. то новая военная база ВС РФ заставит почувствовать себя в опасности Молдавию и Румынию, которые пока считают, что это не их война», - пишет Баширов.
Как полагает популярное издание Readovka.ru, о помощи Приднестровье просит именно сейчас, так как с началом русско-украинского конфликта республика оказалась в очень сложном положении: Приднестровье отрезано от России Украиной, и для жителей региона жизненно важно, чтобы мы о них не забыли:
«Поддержка России – вопрос существования собственной республики. Поэтому собрание приднестровских депутатов можно трактовать как призыв о помощи, просьбу не позабыть о них. С тем же они обращаются к ООН и ЕС, но понятно, что услышать их способна только РФ. Сейчас Молдавия пытается блокировать Приднестровье, давит экономически и политически. Кишинёв увидел в русско-украинском конфликте возможность реаннексировать непокорный регион».
Автор полагает, что на берегах Днестра исходят из того, что для них настал решающий час, а инструментарий России по воздействию на Молдавию в данном вопросе невелик, но вовсе не ограничивается грозными нотами:
«Несмотря на все попытки Кишинёва дистанцироваться от России и СНГ, товарооборот между странами всё ещё достаточно высок, а молдаване зависят от газа (от которого они уже неоднократно пытались отказаться с ожидаемым результатом) и дизельного топлива. Кроме того, в Молдавии скоро выборы, а позиции Санду крайне слабы, и ужесточение экономического кризиса их не увеличит. Санкции – это игра, в которую могут играть двое, а за русофобию надо платить. Но лучшей помощью Приднестровью, конечно же, будет освобождение Одессы».