Торжество Эрдогана. Москва и Киев объединились по Турции
Реджеп Тайип Эрдоган принимает поздравления с достаточно убедительной победой на президентских выборах в Турции. Ведущие западные страны, руководство ЕС и НАТО сделали это сквозь зубы. А как остальные? Царьград разобрался в ситуации: что она означает для России и не только.
Президент США Джо Байден на своей странице в Twitter* приветствовал Эрдогана одним словом – "поздравляю", сразу перейдя к настоятельным пожеланиям, которые уместились в одно предложение:
Я жду дальнейшего сотрудничества в качестве союзников по НАТО в сферах двусторонней политики и общих мировых вызовов.
Иначе и быть не могло. США открыто поддерживали на завершившихся переизбранием Эрдогана на третий срок выборах прозападную оппозицию. В то же время глава турецкого МВД Сулейман Сойлу постоянно высказывается в таком духе:
Впредь тот, кто будет проводить политику, ориентированную на Америку, будь то партии или отдельные личности, будет объявлен в этой стране предателем.
США проиграли на турецких выборах – Байден и Эрдоган это прекрасно понимают и – не скрывают. Но американцы не любят проигрывать…
ЕС и НАТО также недовольны
Ещё кислее – реакция руководства ЕС. Из Брюсселя в Анкару поступили два написанных словно под копирку очень прохладных текста.
Поздравления президенту Эрдогану с победой на выборах. Я жду возможности продолжить нашу работу по углублению отношений ЕС и Турции,
– заявил председатель Евросовета Шарль Мишель.
Поздравления президенту Эрдогану с победой на выборах. Я жду возможности продолжить выстраивать наше сотрудничество на благо наших народов,
– указала, в свою очередь, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Они оба ненавидят Эрдогана как независимого политика, турецкого националиста и умеренного исламиста, придерживающегося традиционных ценностей, и он платит им той же монетой.
Одним словом – "поздравления" – ограничился фактически и генсек НАТО Йенс Столтенберг. Он добавил к нему в своём посте в Twitter* всего лишь одно предложение с настоятельным пожеланием:
Я ожидаю продолжения нашей совместной работы и подготовки к саммиту НАТО в Вильнюсе в июле.
На этом саммите натовцы будут уламывать Анкару разрешить принять в альянс Швецию. На это намекнул в своём коротеньком поздравлении шведский премьер Ульф Кристерссон: "Наша общая безопасность является приоритетом на будущее".
Казус Франции
Президент Франции Эммануэль Макрон всё в той же социальной сети, упомянув слово "поздравления" (без этого никак нельзя было обойтись), сразу перешёл к большим проблемам, которые, по его словам, необходимо вместе решить Парижу и Анкаре. В их числе Макрон назвал "возвращение мира в Европу" (то есть Украину) и "Средиземное море".
Последний вопрос особенно сильно отравляет отношения между обеими странами. Дело в том, что Париж поддерживает Афины в противостоянии с Анкарой, рассчитывая взамен на свою долю в огромных запасах углеводородов в Восточном Средиземноморье, а также в Ливии, на которые претендует Турция.
Британия и ФРГ – есть специфика
Есть нюансы в поздравлениях Эрдогану и лидеров Британии, чьим партнёром является Турция в реализации своих геополитических и пантюркистских амбиций, а также Германии, для которой Турция и турки – это во многом вопрос внутренней политики. Так как выходцы из этой страны стали органической частью ФРГ и активно голосуют на немецких выборах, особенно за социал-демократов. Кроме того, между обеими странами существует тесное торгово-экономическое сотрудничество, чего в случае с Францией нет. Потеряв во многом бизнес с Россией, Берлин хотел бы сохранить его с Турцией в условиях неопределённости в отношении перспектив торговли с Китаем.
Британский премьер Риши Сунак вначале в несколько более тёплой форме, чем другие западные лидеры, написал на своей странице в соцсетях:
Поздравления Эрдогану. Я предвкушаю продолжение тесного сотрудничества между нашими странами в качестве союзниц по НАТО, начиная с роста торговли и заканчивая борьбой с угрозами в сфере безопасности.
А затем Сунак ещё и позвонил Эрдогану. Как отмечается в заявлении, распространённом канцелярией главы британского правительства, "премьер-министр напомнил о прочных отношениях Великобритании и Турции – экономических партнёров и близких союзников по НАТО".
Он обсудил тему продолжающегося восстановления Турции от разрушительного землетрясения, которое произошло ранее в этом году, и заверил в сохраняющейся солидарности Великобритании с народом Турции,
– сообщили на Даунинг-стрит, 10. "Лидеры договорились продолжать тесно работать вместе над решением совместных проблем", – отмечается в заявлении.
Канцлер ФРГ Олаф Шольц по вышеуказанным причинам озвучил в соцсети целую небольшую "песню-кричалку":
Германия и Турция являются близкими партнёрами и союзниками, мы тесно связаны друг с другом с общественной и экономической точек зрения. Поздравляю президента Эрдогана с переизбранием. Теперь мы хотим с воодушевлением продвигать общие темы (сотрудничества).
Фото: Christoph Reichwein/dpa/Global Look Press
Зато представитель ещё более проамериканской ведущей оппозиционной партии ХДС депутат бундестага Юрген Хардт в интервью агентству DPA был с президентом Турции строг. По его словам, "первым испытанием станут решение Эрдогана по вопросу о членстве Швеции в НАТО и его действия на саммите альянса в середине июля".
Мы ожидаем от Турции больше взаимопонимания во внешней политике, прежде всего касательно России и Китая, прекращения политически мотивированного преследования и плюрализма мнений,
– заявил он. Хардт полагает, что "в большей степени ориентированная на Запад, более свободная Турция была бы успешной, а это, в свою очередь, стало бы успехом и для Эрдогана". Немец предупредил, что "без активного экономического сотрудничества Турция не выйдет из кризиса, а новый срок Эрдогана может обернуться экономической и социальной катастрофой".
Трогательное единодушие Украины и… России
Очень любопытны были поздравления Эрдогану со стороны президентов Украины и России – Владимира Зеленского и Владимира Путина. Они, можно сказать, стали триумфом турецкой политики: обе воюющие между собой страны считают Эрдогана своим другом, не обижаются за его поддержку своего врага и радуются его победе. В случае с Зеленским, правда, есть некоторые сомнения в искренности его поздравлений, но это в данном случае не имеет значения.
Рассчитываем на дальнейшее укрепление стратегического партнёрства во благо наших стран, а также на усиление взаимодействия для обеспечения безопасности и стабильности Европы,
– написал Зеленский на своей странице в соцсети.
Ну а Путин вообще объяснился Эрдогану в любви, назвав "дорогим другом".
Победа на выборах стала закономерным результатом вашей самоотверженной работы на посту главы Турецкой Республики, наглядным свидетельством поддержки турецким народом ваших усилий по укреплению государственного суверенитета и проведению самостоятельной, независимой внешней политики,
– подчеркивается в поздравительном послании президента России, появившемся на сайте Кремля. Высоко оценив личный вклад Эрдогана "в упрочение дружественных российско-турецких отношений, взаимовыгодного сотрудничества на различных направлениях", Путин заявил:
Хотел бы подтвердить готовность к продолжению нашего конструктивного диалога по актуальным вопросам двусторонней, региональной и международной повестки дня. Придаём большое значение последовательной реализации намеченных совместных проектов, прежде всего строительства АЭС "Аккую" и создания на территории Турции газового хаба.
В заключение он "от всей души" пожелал для Эрдогана самого важного – "новых успехов в столь ответственной деятельности во главе государства, а также крепкого здоровья и благополучия".
Последние пожелания Путина, конечно, не случайны: состояние здоровья турецкого лидера в нынешней ситуации – это его главная ахиллесова пята. Вторая – экономика, находящаяся отчасти по вине Запада в весьма неудовлетворительном состоянии. Третья – это продолжение ликвидации последствий страшного землетрясения. Политических рисков для Эрдогана после победы на выборах третий пункт не несёт, но в финансовом отношении и по организационной части это будет очень непросто сделать.
Подводим итоги
Итак, что же означает более-менее чистая победа Эрдогана на президентских и ранее – на парламентских выборах? Чего теперь ждать от Турции во внешнеполитической сфере?
Во-первых, всё в основном останется так, как есть. Однако неизбежные коррективы в проводившуюся Анкарой внешнюю политику по причинам неблагополучного финансового положения страны, напряжённых отношений с Западом (эти два пункта взаимосвязаны), продемонстрированного выборами раскола турецкого общества на две примерно равные части, одна из которых активно не одобряет курс Эрдогана, внесены, безусловно, будут.
Во-вторых, интенсивность реализации Анкарой своих внешнеполитических амбиций снизится, хоть и неравномерно. Причина этого заключается в том, что они обходятся стране, перед которой возникло много внутренних задач и дополнительных расходов, слишком дорого. И Эрдогану придётся экономить.
В-третьих, по причине возросшей ограниченности ресурсов туркам придётся выбирать, где продолжать активно действовать, а где активность снижать. Уверен, что приоритетными направлениями окажутся Закавказье, где надо просто собрать плоды проводившейся ранее политики. Поскольку мечтающая податься на Запад (который поддерживает этот курс Еревана в пику России) Армения вот-вот капитулирует перед Азербайджаном.
Плюс – курды, проживающие в соседних с Турцией странах, прежде всего Сирии и Ираке, которые являются для турок экзистенциальной угрозой. При этом с Дамаском и Багдадом Анкара будет пытаться договориться. Зато в случае с экспансией Турции в Ливии, где против этого выступают Египет, Россия и европейские страны, и в Средней Азии, где этого не желают Россия и КНР, Анкаре явно придётся умерить аппетиты.
В-четвёртых, видя очевидную и нескрываемую заинтересованность Москвы в своём режиме для обхода, прежде всего, введённых Западом против России санкций, Эрдоган в интересах Турции попытается снять хотя бы часть напряжённости в отношениях с ключевыми западными странами и НАТО. Это означает, что, поторговавшись и стараясь не затягивать этот вопрос надолго, он даст добро на принятие Швеции в НАТО. "Опала" вмешавшегося в предвыборный процесс на стороне проигравшей оппозиции американского посла в Анкаре также будет, вероятно, снята.
Это также означает, что Эрдоган будет проводить, чтобы смягчить гнев Запада, более проукраинскую политику, чем раньше. Но не до такой степени, чтобы оттолкнуть Путина, лично к которому он испытывает, безусловно, симпатию за уважение к себе и "реальную политику". Возможно также, что и за благосклонность к мусульманам.
В-пятых, в отношениях с Москвой Анкара, избалованная хабами и зерновыми сделками, усилит попытки по перетягиванию одеяла на себя. Раз Москва в таком восторге по поводу победы Эрдогана и была откровенно напугана перспективой прихода к власти в Турции прозападных оппозиционеров, которые опустились до угроз в адрес России, то почему бы не попробовать?
Что с того?
Да, Турция была и останется сложным партнёром России. И хотя Эрдоган во главе этой страны для России предпочтительней, чем какой-нибудь проамериканский оппозиционер, не стоит забывать, что он радеет только о турецких интересах и ради них готов пожертвовать многим. Не стоит перехваливать Эрдогана, иначе у него появится искушение реализовывать свою программу за наш счёт.
_________________________________________________________
* Доступ к соцсети Twitter в России был ограничен по требованию Генпрокуратуры с 24 февраля 2022 года.