Кишинев сам загнал себя в тупик: чем завершатся переговоры по энергетике Игнатьева и Серебряна
У Молдавии и Приднестровья сегодня есть шанс поставить точку в энергетическом кризисе. Тирасполь готов на диалог, хватит ли здравомыслия и политической воли у Кишинева.
В Кишиневе сегодня между Молдавией и Приднестровьем состоится раунд переговоров политических представителей Олега Серебряна и Виталия Игнатьева.
Речь пойдет о критическом положении, в котором оказались стороны из-за энергетического кризиса, который, как считают в Тирасполе, носит искусственный характер.
Его вполне можно было бы избежать или, по крайней мере, значительно ослабить, если бы в Кишиневе не занялись авантюрными попытками, на фоне сложных внешнеполитических обстоятельств, уничтожить приднестровскую экономику и одновременно заработать за счет ЕС, который сейчас щедро вознаграждает любого, кто активно присоединяется к антирусской повестке.
Как создавался кризис?
Таким образом, во всех вопросах отношения к действиям России молдавские власти приняли позицию Запада, поддержав антирусскую риторику и включившись в процессы поддержки санкционного давления на русские финансы и товары.
А так как из русского в Молдавии остался только газ, было решено принести в жертву его. Поэтому было принято решение отказаться от его использования русского газа, одновременно пытаясь переключиться на реверсные поставки из Европы.
Параллельно Кишинев как мог, ухудшал отношения с «Газпромом», вынуждая русского поставщика топлива отреагировать на провокации и прекратить поставки газа. Молдавия рассчитывала обвинить «Газпром» в газовом шантаже, представив это как политическое давление России на маленькую Молдавию и в качестве невинной жертвы рассчитывать на спасательный круг Европы в виде предложения войти в состав ЕС. Заодно уничтожить экономику Приднестровья, а значит и саму непризнанную республику, получив в свои руки управление газовым вентилем.
Для этого Молдавия перестала «Газпрому» за потребляемое топливо, провоцируя скандал. Москва терпела очень долго, даже согласилась на требование Кишинева провести независимый аудит долгов, который тоже оттягивала, как могла.
Что из этого вышло?
Но карты смешала сама Европа действиями, которые привели к тому, что цены на газ, а, естественно, и электричество стартовали в космос. Евросоюзу показалось, что с помощью США ему хватит финансовой устойчивости выстоять, принося свою в жертву свою экономику. Естественно, на такие мелочи, как своя игра Молдавии, уже внимания никто не обращал, так как в настоящее время уже речь пошла о единстве и целостности самого ЕС.
Но Молдавия к этому времени успела в своем конфликте с «Газпромом» зайти уже слишком далеко – Россия сократила поставки газа до того уровня, который был способен оплатить Кишинев, да и аудит признал за Молдавией долг в сотни миллионов долларов.
Но Кишинев уже закусил удила. Думая, что Москва далеко и не достанет, да и не до Молдавии ей сейчас, он перекрыл газовый кран Приднестровью. Кишинев по своей странной логике, перестал подавать газ на Днестровскую ГРЭС, которая для него же вырабатывала из этого топлива электричество. А когда Тирасполь ожидаемо заявил, что прекращает электрогенерацию, сократил и без того маленький остаток передаваемого газа еще больше.
Этим самым на пороге зимы Кишинев цинично поставил под удар полмиллиона людей, в том числе собственных граждан, живущих на Левом берегу, а также оставил без дешевого тираспольского электричества и себя самого, рассчитывая, что спокойно сможет заместить его румынским. Оно, конечно, дороже, но расчет был на то, что, представив себя «жертвой русского коварства», удастся выпросить возмещение убытка у Европы.
Как теперь быть?
Тирасполю, чтобы не заморозить людей, пришлось остановить свои предприятия и направить остатки газа на выработку тепла. Но тут разразился украинский энергокризис, и румынская линия, не выдержав перепадов, отключилась. Затем второй такой же случай – через неделю. Электричество «старшего румынского брата» вдруг стало практически золотым, подорожав до 450 евро за МВт/ч вместо 70 евро – за приднестровское.
Причем Кишинев продолжает от "Газпрома" получать газ вместе с приднестровской долей, которую он прячет в украинских хранилищах, так как просто некуда расходовать излишек, в то время, как приднестровские предприятия стоят без газа, а бюджет накапливает долги, пытаясь не прекратить выплачивать пенсии и зарплаты. Простаивает и Днестровская ГРЭС, которая, если бы работала, смогла бы компенсировать выработкой дефицит электричества и не допустить блэкаута, а также обеспечивать всю Молдавию дешевым электричеством.
Осознав тупик, в который сам себя загнал Кишинев, после коварства, предательства и лжи, он бросился искать способы уговорить Приднестровье снова начать вырабатывать для Молдавии электричество. Но пока безрезультатно. У Тирасполя тоже есть, что предъявить.
Сегодня раунд переговоров в Кишиневе. Посмотрим, чем он закончится.
На минувшей неделе глава молдавского МИДа заявил, что Кишинев нуждается в предоставлении ему помощи в 1,1 млрд евро, также обвинил «Газпром» в связи сокращением поставок газа.
В то де время в Приднестровье отметили, что отбираемая Кишиневом доля Тирасполя в сумме даже перекрывает потребности Молдавии в голубом топливе и образовавшийся излишек молдавские власти закладывают на хранение в украинские подземные хранилища, либо закачивают в трубу, используя ее как резервуар.
Также не исключено, что Кишинев, вопреки контракту с «Газпромом», перепродает русский газ третьим странам.
Уважаемые читатели "Царьграда"!
Вы можете читать новости "Царьград Молдавия" в удобном для вас формате в Вконтакте и Одноклассники. Также подписывайте на наш Телеграм-канал.
Если вам есть, чем поделиться с редакцией "Царьград Молдавия", присылайте свои наблюдения, а также новости на нашу почту: tsargrad.moldova@yandex.ru