Геополитикой сыт не будешь, или почему президент Молдовы напомнила в ООН про миротворцев
Американский вояж молдавского президент расставил акценты не только во внешней политики, но и указал на то, как будут решаться внутренние проблемы страны.
Протестное голосование, активное участие диаспоры и заигрывание с русскоязычной аудиторией сделали Майю Санду президентом и на четыре года выдали индульгенцию, которой она уже активно пользуется. Молдавский президент посетила несколько европейских столиц, засветилась на саммите «Крымская платформа» (глава МИД Сергей Лавров очень точно окрестил его – «русофобским шабашем») и поставила галочку в строке «выступление с речью в ООН».
Пикантность ситуации заключается в том, что у Молдовы через неделю истекает контракт на поставку газа, какой будет цена «голубого топлива» для страны – неизвестно. Котировки на международных биржах растут, вот-вот достигнул психологической отметки в 1000 долларов за кубометр, а глава государства не просто самоустранилась, но и – более того, умудрилась сказать абсолютную дичь: мол, решать эти вопросы должны экономические агенты, собственно, «Газпром» и «Молдовагаз».
Ее, судя по всему, волнуют большие стратегические вопросы. В частности – геополитика. Только этим можно объяснить суть ее речи с трибуны ООН.
- Мы настроены на поиск мирного политического разрешения конфликта в Приднестровье и выступаем за полный вывод российских войск с территории Молдовы. Сюда относится вывоз либо ликвидация боеприпасов со склада в Колбасном, которые представляют собой угрозу всему региону, в плане как безопасности, так и экологии, – заявила Санду, обозначив, что очень рассчитывает на поддержку международного сообщества.
Пока она выражала озабоченность ситуацией в Приднестровье и почему-то в Черном море (выхода к нему у Молдовы, напомним, нет) в стране росли цены на топливо, в перспективе поднимется стоимость электроэнергии, контракта на поставки газа нет.
Санду новизной риторики не удивила и фурора не произвела. Примерно с таким же посылом выступал в свое время в ООН демократ Павел Филип. И именно в тот демократический период отношения между Молдовой и Россией ухудшились: были высланы российские дипломаты, запрещена ретрансляция информационно-аналитических передач российских телеканалов. Можно ли ожидать нечто подобного сейчас? Скорее всего, да.
Заявления о выводе миротворческой миссии из Приднестровья становятся лакмусовой бумажкой для властей, которые намерены проводить ту или иную политику.
- Мы давно слышим от представителей различных западных стран, что нужно вывести наш миротворческий контингент. В целом мы за то, чтобы вывести, как только созреет соответствующие обстановка, как только будет налажен нормальный диалог между Приднестровьем и остальной частью Молдовы, - заявлял ранее президент России Владимир Путин, давая понять, что именно их присутствие является гарантом стабильности и мира на Днестре.
Очередные заявления Майи Санду о выводе российских войск из Приднестровья прокомментировал глава приднестровской делегации в ОКК Олег Беляков:
- Пока не будут разрешены основные конфликтные вопросы, связанные со статусом Приднестровья и вопросами безопасности, возвращаться и рассматривать вопросы, связанные с деятельностью миротворческих сил, ОГРВ и вообще самой миротворческой операцией просто невозможно.
Что любопытно, в самом Приднестровье ждут, когда же новая власть начнет общаться с руководством региона. По крайней мере, лидер Вадим Красносельский заявил, что был бы не против увидеть Санду, скажем, на одном из ближайших футбольных матчей. Тем более, что тираспольская команда «Шериф» сотворила настоящую сенсацию за всю историю независимости страны, попав в Лигу Чемпионов. Общение политиков в неформальной обстановке на матче могло бы стать, как минимум, первым шагом выстраивания диалога между Тирасполем и Кишиневом.
Однако речи Санду на международных площадках пока не просто не сближают два берега Днестра, а еще сильнее увеличивают непонимание. Волнует ли это президента – другой вопрос. Судя по тому, как ухудшается экономическая ситуация в стране, ничего кроме геополитики проевропейская власть предложить людям не сможет.